Андрей Бочаров: в Волгоградской области применяют уникальную технологию при реконструкции шлюза

16 Ноября 2021 09:29

Впервые в России волгоградские специалисты выполняют замену сразу двух двустворчатых ворот на действующем объекте высоконапорных гидросооружений Волгоградского гидроузла. Предложенная компанией «Специальные сварные металлоконструкции» технология позволит в два раза сократить сроки ремонта шлюза № 30 ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей». За уникальной операцией вместе с разработчиками проекта следил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.

Андрей Бочаров: в Волгоградской области применяют уникальную технологию при реконструкции шлюза

«Это важное событие для всей нашей страны, не только для региона, — отметил Андрей Бочаров. — Такого уникального решения не было ни на одном гидроузле ни в советское время, ни сейчас: меняют одновременно две створки ворот. Благодаря этому мы абсолютно не заходим в период, когда идёт навигация, и сокращаем сроки работ на 8 месяцев».

Замену сразу двух двустворчатых ворот на действующем объекте высоконапорных гидросооружений по заказу ФБУ «Администрация «Волго-Дон» выполняет волгоградское ООО «ССМ». Полезная длина железобетонной камеры шлюза № 30 составляет 290 м, ширина — 30 м. Обычно замена производится последовательно: сначала меняют пару ворот верхней головы камеры шлюза общим весом 450 тонн, затем через 6 месяцев — ворота нижней головы общим весом 710 тонн. Но для проведения такого комплекса работ потребовалась бы остановка судоходства на шлюзе на 20 месяцев. Для уменьшения срока работ был предложен вариант с одновременной заменой обоих ворот, что в два раза сокращает период вывода шлюза из эксплуатации.

На сегодняшний день уже заменены ворота на верхней голове камеры шлюза, сейчас работы выполняют на нижней. После установки новых массивных створов ещё предстоит смонтировать различное навесное оборудование. Полностью реконструкция шлюза завершится в 2022 году.

В операции задействован самоходный плавучий кран «Могучий», который сам по себе является раритетом. Он обладает уникальной способностью поднимать объекты весом до 350 тонн и при этом может самостоятельно перемещаться по внутренним водным путям.

Добавим, ООО «ССМ» проектирует, изготавливает и монтирует гидротехническое оборудование для гидростанций, плотин и шлюзов, выполняет ремонт и реконструкцию гидротехнических сооружений из стали. Ранее волгоградское предприятие успешно реализовало масштабный проект строительства подводного канализационного дюкера на остров Голодный; изготовило уникальный батопорт для объектов Волжского бассейна внутренних водных путей, а также новые шлюзовые ворота для Городецкого гидроузла.

Отметим, Волгоградская область эффективно использует поддержку федерального центра, возможности нацпроектов и целевых программ для решения задач по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. В текущем году также был завершен капитальный ремонт автодорожного комплекса Волжской ГЭС: губернатор Андрей Бочаров защитил необходимость комплексного обновления масштабного сооружения. Объект включили в федеральную программу, а затем нацпроект «Безопасные качественные дороги». Модернизация и расширение магистральной инфраструктуры способствуют реализации потенциала территорий, создают базу для дальнейшего развития на десятилетия вперед, а также имеет стратегическое значение для всего Юга России.

Татьяна Зубкова, Марина Шевченко

Справка

Волжская ГЭС— крупнейшая гидроэлектростанция в Европе, входит в Волжско-Камский каскад ГЭС, являясь его нижней ступенью. Волжская ГЭС играет важную роль в обеспечении надёжности работы Единой энергосистемы России, а также обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, орошение засушливых земель. Строительство шлюза началось в 1955 году, а открыт он был 10 апреля 1959 года. При движении вниз по реке Волге суда заходят в шлюз со стороны Волгоградского водохранилища, при движении вверх по реке — с нижнего подходного канала Волгоградского гидроузла. Глубина реки Волги у верхней камеры шлюза (со стороны водохранилища) составляет 19 метров, а у нижней — 4,4 метра.

Для пропуска судов через гидроузел имеются два двухниточных шлюза, разделённые обширной акваторией среднего бьефа, здесь в каждой нити имеются верхняя и нижняя шлюзовые камеры, вплотную прилегающие друг к другу. Система питания шлюзов распределительная, через донные водопроводные галереи с частичным боковым сбросом. Помимо судов, шлюзы могут использоваться для пропуска рыбы на нерест — для этого между камерами размещена межшлюзовая ГЭС мощностью 22 МВт.