Государственный Русский музей. 125 лет

27 Ноября 2020 в 10:00
выставочный зал музея Машкова на ул. Чуйкова, 37
Государственный Русский музей. 125 лет С 27 ноября 2020 года в выставочном зале музея Машкова на ул. Чуйкова, 37 начал свою работы масштабный выставочный проект — «Государственный Русский музей. 125 лет». Экспозиция, на которой представлены шедевры, входившие в собрание величайшего музея мира — Русского музея, продлится до 14 марта 2021 года. Посещение выставки осуществляется по записи, по телефонам: 24-16-79, 23-81-76.

2020 год – это год значимых художественных юбилеев. 60 лет назад было принято судьбоносное решение об организации в Сталинграде Государственного музея изобразительных искусств. В период 1960-1963 гг. благодаря участию и щедрой помощи музеев Союза Советских Социалистических Республик был сформирован основной фонд. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство поступили в наше собрание из Эрмитажа, Государственного Русского Музея, музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Третьяковской галереи, Исторического музея, музеев-заповедников Павловска, Кусково и других собраний.

Из 136 произведений — даров Государственного Русского музея — музей Машков на выставке представляет около 100.

Новая комплексная выставка последовательно выстроена по научно-историческому принципу. Справа от входа располагаются экспонаты, относящиеся к русскому дореволюционному искусству, рекреации слева представляют произведения советского времени.
Из запасников музея Машкова будет впервые представлен шедевр советской послевоенной живописи —  картина Татьяны Ниловны Яблонской «Весна», 1950 года.

Репрезентативная подборка музейных произведений нового масштабного выставочного проекта музея Машкова —  «Государственный Русский музей. 125 лет» включает в себя изысканные гравюры XYIII века, среди которых красивые и эффектные листы альбома Виноградова-Махаева «Проспект вверх по Неве-реке от Адмиралтейства и Академии Наук», листы из серии «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» Карла Беггрова, работы Степана Филиппова, Андрея Ухтомского, Степана Галактионова, Ивана Телегина. В этих гравюрах сочетаются достоверная точность, документальность и парадность, нарядность, присущие эпохе барокко. Новый характер восприятия города и его окрестностей, черты нового лирического мироощущения мы находим в цветных эстампах Анны Остроумовой-Лебедевой, Александра Бенуа. Величественный классический пейзаж кисти Максима Воробьева – «Иерусалим» 1849 года поражает перспективой, ощущением сакральных христианских ценностей, тончайшим колористическим сфумато. Гравировальные портреты Евграфа Чемесова, Ивана Соколова отмечены блеском и чистотой резца, богатством оттенков. Акварельный «Портрет дамы в белом» Петра Соколова обращает к поэтичности пушкинской эпохи. Значительная часть экспозиции посвящена идеалам школы критического реализма середины ХIХ века. За «униженных и оскорбленных» поднимают свой голос Игнатий Щедровский (листы из альбома «Вот наши!»), Павел Семечкин, Александр Орловский. С этой историей граничит детская тема Ильи Гинцбурга и Николая Богданова-Бельского. Замечательные русские пейзажисты Иван Шишкин и Николай Дубовской дополняют своим творчеством чудесный период Серебряного века, представленный русскими импрессионистами: Константином Коровиным, Паоло Трубецким, Анной Голубкиной.

В коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова сосредоточены выдающиеся произведения советского изобразительного искусства. На новой выставке зрители могут увидеть эмблематические вещи постреволюционного времени: «Допрос коммунистов» Бориса Иогансона, «Расстрел 26-ти бакинских комиссаров» Исаака Бродского, «Метростроевка» Александра Самохвалова, портреты кисти Петра Кончаловского, Георгия Ряжского, Александра Герасимова, пейзажи Александра Рылова, Бориса Ряузова, Бориса и Василия Яковлевых, а также впервые представленная из запасников картину Татьяны Яблонской «Весна».

Большинство произведений, представленных на данной выставке, за всю историю существования Волгоградского музея изобразительных искусств не раз включались в наши экспозиционные композиции. Надеемся, что собранные в едином пространстве, они приобретут новое качество и покажут объемную панораму развития русского искусства от Восемнадцатого до середины Двадцатого веков.